Украинцы вновь полюбили российские машины
В сегментах коммерческой техники и автобусов на украинском рынке российские автопроизводители занимают лидирующие позиции.
В 2016 году на Украине зафиксирован огромный рост продаж автомобилей российского производства. Как свидетельствует статистика ассоциации автопроизводителей "Укравтопром", в прошлом году украинцы приобрели на 938% больше автобусов ПАЗ (принадлежит "Группе ГАЗ"), чем в 2015 году, продажи "АвтоВАЗа" скакнули на 53%, УАЗа — на 128%. Эксперты отмечают перелом в отношении соседей к продукции из России.
Украина после распада СССР оставалась самым главным экспортным рынком для российских автопроизводителей вплоть до конца 2013 года. Майдан в Киеве и последовавшие за ним перемены в стране серьёзно изменили финансовые возможности да и отношение украинцев к российской технике.
В 2014 году авторынок Украины рухнул даже больше, чем какие-либо другие направления торговли. Российские автокомпании оказались в очень сложном положении: против покупки продукции "АвтоВАЗа" открыто агитировали активисты новой власти, ГАЗ столкнулся с тем, что его двигатели использует военная техника, воюющая на Востоке Украины. А у КамАЗа во время Майдана и вовсе реквизировали часть готовой продукции, мотивируя это якобы нелегитимными действиями России в Крыму. В итоге челнинцы были вынуждены вовсе уйти с этого рынка. Выпали из дистрибуции два крупнейших региона: Луганская и Донецкая области…
2016 год подошёл к концу, и статистика "Укравтопрома" говорит, что всё не так уж плохо для россиян. Несмотря на так называемый налог на агрессора (поверх обычной растаможки дополнительные 10–18% от таможенной стоимости авто), российские автомобили вновь набирают популярность в соседнем государстве. Причём рост стремительный.
Дешёвые и надёжные автобусы Павловского автомобильного завода (ПАЗ) вновь самые востребованные на Украине — их скупают перевозчики. Далеко позади "Черкасский автобус" и "Корпорация Богдан", которую связывают с президентом Петром Порошенко. В Полтаве дюжину новеньких Lada 4x4 купила "новая" полиция. Тут, конечно, вышел казус, потому что изначально министр внутренних дел Украины Арсен Аваков обещал всем полицейским гибридные внедорожники Mitsubishi Outlander PHEV, которыми он грозился "заменить устаревшие ВАЗы и УАЗы".
Коммерческие марки ГАЗ и вовсе на третьем месте в своём сегменте. Представители российских автокомпаний как один, судя по всему, опасаются затрагивать проблемный экспортный рынок и от комментариев отказываются.
— Если честно, не хочется комментировать эту тему, — выразил общее мнение производителей пресс-секретарь "АвтоВАЗа" Сергей Ильинский.
Сложная экономическая ситуация на Украине заставляет людей думать об экономии, а не о политике, уверен декан факультета социологии и политологии Финансового университета Александр Шатило.
— Патриотический настрой украинцев постепенно сходит. Все эти лозунги вроде "Не покупай товары агрессора" были весьма популярны какое-то время, но сейчас они поднадоели, — считает политолог. — Тем более что страна и её жители находятся в состоянии серьёзных экономических и социальных трудностей и гражданам нужно экономить. Российские автомобили на порядок дешевле иномарок, на этом украинцы и экономят. Патриотические идеи — это, конечно, хорошо, но ездить-то на чём-то нужно.
Попытка сдерживать импорт машин из России с помощью пропаганды и таможенных пошлин не удалась, считает политолог Сергей Михеев.
— Сами украинцы от российских товаров не отказывались. Вряд ли все могли перестать покупать машины из России, падение спроса было обусловлено экономическими причинами. Несмотря на повышенные ставки пошлин, российские машины на Украине находят своего покупателя. Попытка ограничить его политическими и экономическими мерами, очевидно, не даст результата, — заключил эксперт.